Elena Mayorova/Global Look Press
Указа президента России о завершении мобилизации, начатой из-за болезненных поражений на войне в Украине, не будет. Владимир Путин посоветовался с юристами по этому вопросу и пришел к выводу, что такой документ не нужен, сообщил сегодня его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Правозащитники говорят, что это позволяет властям добирать людей на фронт без «новых имиджевых потерь».
«Нужен ли указ после окончательного заявления министра обороны Сергея Шойгу о завершении частичной мобилизации? Президент сказал, что он посоветуется с юристами, правовиками. Сообщаем: указ не нужен. Соответственно, точка поставлена. Частичная мобилизация завершена», — сказал представитель Кремля.
Государственные СМИ уточняют, что Путиным получено заключение государственного правового управления президента о том, что указ о завершении мобилизации якобы не нужен. С этим не согласны российские правозащитники.
По мнению юриста Алексея Табалова, нежелание издавать указ об окончании мобилизации говорит о том, что власти хотят оставить за собой возможность и дальше набирать людей в рамках украинской кампании. Он напомнил, что в указе о мобилизации от 21 сентября сказано, что контракты военнослужащих продлеваются на период ее действия. И если сейчас появится указ об окончании мобилизации, то власти столкнутся с массовым оттоком призванных контрактников, которые ждут, когда им можно будет уйти на гражданку. Тем самым будет нивелирован уже достигнутый эффект мобилизации.
«Не публикуя указ об окончании мобилизации, власти оставляют за собой возможность по-прежнему добирать людей, потому что война еще будет продолжаться и расширяться. Властям не придется принимать хаотичных решений: то отменять мобилизацию, то снова объявлять — это было бы колоссальным имиджевым ударом, на который они не готовы идти. Поэтому сейчас придумываются какие-то псевдоправовые конструкции, что никакого указа не требуется. Для отмены нужен указ, а для этого нужна политическая воля и решение, которое никто не хочет принимать, в том числе верховный главнокомандующий», — отмечает он.
Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков добавляет, что закон о мобилизации дает полномочие президенту издать указ об объявлении общей или частичной мобилизации. Но, в отличие от военного положения, введение и отмена которого указами главы государства прямо прописаны в законе, окончание мобилизации ничем не предусмотрено. Нет в российском законодательстве и термина «демобилизация» — в законе это названо увольнением с военной службы и отнесено к компетенции командира войсковой части.
«Указ о завершении частичной мобилизации успокоил бы публику, но это вряд ли входит в планы властей», — констатирует он.
В сложившейся ситуации возникает много вопросов, продолжает Чиков. В указе президента о мобилизации точно не указано, с какого момента или события он перестает действовать. В публичных документах скрыто точное число людей, которых планируют призвать в армию (СМИ публиковали цифры от 300 тысяч до 1 млн). Неясно, насколько их мобилизовали. Выполнило ли Минобороны РФ мобилизационное задание — также неизвестно, доклад министра обороны президенту и пресс-релизы Минобороны нормативной обязывающей силы не имеют. В итоге война в Украине продолжается и основания для мобилизации остаются в силе.
«Прекращение мобилизации лишит власти возможности без нового указа инициировать последующие мобилизационные мероприятия, если они понадобятся. Но рано или поздно их нужно будет увольнять, в том числе в связи с гибелью, ранением и другими основаниями, а их места заполнять новобранцами. Может ли президент издать указ о завершении мобилизации? Конечно, да. Нет для этого препятствий в законе. Может ли министр обороны издать приказ о завершении мобилизации? Конечно, нет. Мобилизация затрагивает не только полномочия Минобороны, но также правительства РФ и региональных властей. Министр обороны может заявить об исполнении данного ему в секретном пункте 7 указа поручения (о численности мобилизованных). Он также может приказать подчиненным ему военным комиссарам прекратить дальнейшие мобилизационные мероприятия. Либо возобновить их, когда понадобятся вновь, поскольку указ президента продолжает действовать», — заключает Чиков.
Владимир Путин объявил о мобилизации 21 сентября. 28 октября Сергей Шойгу доложил президенту о том, что мобилизационные мероприятия закончены — по повесткам в военкоматы явились необходимые 300 тысяч человек. По последним данным, не менее 87 тысяч резервистов уже направлены на передовую, свыше 200 тысяч проходят обучение.
Несмотря на заявление министра обороны, россиянам продолжают приходить повестки в военкоматы. Об этом, в частности, сообщают жители Хабаровского края, Курской, Пензенской и других областей. Военные комиссары поясняют, что это нужно для «уточнения учетных данных, которые необходимо сверить». У пришедших могут уточнить профессиональные данные военнообязанных, наличие заболеваний, инвалидности, изменение места жительства и прочие сведения.
4 октября Forbes сообщил со ссылкой на источник в администрации президента РФ, что с начала мобилизации из России уехали от 700 тысяч до 1 миллиона человек. В Кремле назвали эту информацию «уткой». В МВД Казахстана заявили, что с 21 сентября в страну въехало более 200 тысяч россиян, власти Грузии сообщили, что в стране сейчас находятся свыше 112 тысяч граждан РФ, в Узбекистане — более 318 тысяч россиян. В первые недели мобилизации на наземных границах между Россией и соседними странами возникли многокилометровые очереди, а билеты на международные авиарейсы подорожали в разы.
По подсчетам Republic, с начала призыва на фронте погибли не менее 44 резервистов. Вместе с небоевыми потерями — когда мужчины умирали в учебных воинских центрах и на полигонах — цифра на данный момент перевалила за 70 случаев. Реальное число, скорее всего, больше: в статистику вошли только те случаи, о которых сообщалось в публичном поле — когда гибель военных подтвердили их родственники, местные власти или СМИ.